Информационно-экологическое пространство
|
Авторитет
— влияние, которое оказывает на кого-либо отдельное лицо
или социальный институт в силу своих заслуг, интеллектуальных, нравственных,
деловых качеств.
Адаптация —
способность организма (личности, функции), приспосабливаться к различным
условиям внешней среды. Приведение личности в такое состояние, которое
обеспечивает устойчивое поведение в типичных проблемных ситуациях без
патологических изменений структуры личности.
Адаптация социальная
— процесс и результат активного приспособления человека к условиям и требованиям
социальной среды. Содержанием ее являются сближение целей и ценностных
ориентации группы и входящего в нее индивида, усвоение им групповых норм,
традиций, социальных установок, принятие на себя социальных ролей. Является
одним из механизмов социализации личности.
Активность личности
— деятельностное отношение человека к миру, его способность производить
общественно значимые преобразования материальной и духовной среды; проявляется в
творческой деятельности, волевых актах, общении.
Анализ — в
буквальном смысле расчленение (мнимое или реальное) объекта на элементы. В
широком смысле это синоним исследования вообще. Самоанализ — одно из важнейших
условий повышения эффективности педагогического процесса, роста профессионализма
учителя.
Анкета —
методическое средство для получения первичной социологической и психологической
информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, форма заочного опроса,
объединенная единым исследовательским замыслом; система вопросов, направленных
на выявление количественно-качественных характеристик объекта или предмета
анализа.
Анкетирование —
метод массового сбора информации с помощью анкет; анкетный опрос.
Валидность
— способность психодиагностической методики адекватно
оценивать и измерять ту психологическую характеристику, для оценки которой она
разработана. Различают содержательную, критериальную и конструктивную В. теста.
До содержанию она означает проверку содержания теста с тем, чтобы установить,
соответствует ли оно измеряемой области поведения. В. по критерию показывает,
насколько можно судить по результатам теста об интересующем нас аспекте
поведения индивида в настоящем или будущем. Чтобы ее определить, выполнение
теста соотносят с критерием, т. е. независимой мерой того, что должен
предсказать тест. Конструктивная В. определяется путем доказательства
правильности теоретических концепций, положенных в основу теста.
Взаимодействие —
процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния людей друг на
друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами,
совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями. Признаки
реального В.: одновременное существование объектов; двусторонность связей;
взаимопереход субъекта и объекта; взаимообусловленность изменения сторон;
внутренняя самоактивность учеников.
Возраст — период
развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей
формирования организма и личности. В. представляет собой качественно особый
этап, которому свойствен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры
личности на данной ступени развития. Границы В. изменчивы и не совпадают в
различных социально-экономических условиях.
Воспитание —
целенаправленное управление процессом развития человека через его включение в
различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической
деятельности.
Воспитательная система
— комплекс воспитательных целей, людей, их реализующих в процессе
целенаправленной деятельности, отношений, возникающих между ее участниками;
освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности
ВС. Создается для реализации педагогических целей и обеспечения развития
личности учащихся. Выделяют: традиционные ВС. массовых школ, малочисленных
сельских школ, профильных учебных заведений и т. д.
Движущие силы
развития
— противоречия между возникающими потребностями и возможностями их
удовлетворения.
Девиантное поведение
— система поступков или отдельные Поступки, противоречащие принятым в обществе
нормам.
Диагностика —
изучение объекта с целью Определения его состояния, оценки ситуации,
характеристики; раздел науки о методах классификации и ранжирования людей по
психологическим психофизиологическим или педагогическим признакам.
Диалог — форма
общения, состоящая, как правило, из чередующихся реплик участников и опирающихся
на психологическое равенство их позиций.
Дидактика —
наука об обучении и образовании, их целях содержании, методах, средствах,
организации.
Дидактическая система —
подсистема воспитательной системы, совокупность целей, содержания образования,
процесса, методов и форм его организации.
Дискуссия —
способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса
принятия решения в группе; метод обучения, повышающий интенсивность и
эффективность учебного процесса за счет включения учащихся в коллективный поиск
истины.
Дисциплина —
форма общественной связи между людьми, которая служит средством поддержания и
соблюдения порядка, необходимого для совместной деятельности людей. Важное звено
Д. — самодисциплина, когда индивид исходит из внутреннего убеждения, личного и
общего интересов; качественная характеристика порядка, организованности в той
или иной общности, в сфере жизнедеятельности людей, отражающая соответствие их
поведения сложившимся в обществе нормам.
Дифференцированный подход
— целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые
существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения
или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам учащихся. ДП.
позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка в отдельности
(что в массовой школе нереально), а для определенных категорий учащихся.
Дифференциация обучения
— построение обучения на основе разделения учащихся на группы. Каждую группу
образуют учащиеся, характеризующиеся сходством определенных
индивидуально-психологических особенностей.
Домашние задания
— форма самостоятельной работы учащихся, организуемая учителем с целью
закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, для подготовки к
восприятию нового материала.
Досуг —
возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по
своему выбору. Выделяют пять групп Д.: отдых, развлечения, праздники,
самообразование, творчество.
Закономерности
педагогического процесса —
существенные внешние и внутренние связи, от которых зависят направленность
процесса и успешность достижения педагогических целей. Внешние: гармонизация
интересов общества и личности при определении целей и задач; обусловленность
экономическими, политическими и духовными факторами. Внутренние: зависимость от
возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых; единство действий
участников; взаимосвязь процессов образования, воспитания и развития; единство
целей, форм, методов содержания.
Запущенность педагогическая
— устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и
подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании.
Знание —
результат процесса познания действительности, получивший подтверждение в
практике; адекватное отражение объективной реальности в сознании человека
(представления, понятия, суждения, теории).
Игра
— занятия, действия, формы общения детей, не носящие
обязательного характера, приносящие чувство радости, удовольствия от достижения
игрового результата. И. — воображаемая или реальная деятельность,
целенаправленно организуемая с целью отдыха, развлечения и обучения.
Идентификация —
1) опознание чего-либо, кого-либо; 2) уподобление, отождествление с кем-либо,
чем-либо; процесс усвоения социальных ролей, отождествление индивида с реальным
или воображаемым объектом.
Идентичность —
ощущение самотождественности, непрерывности себя во времени, чувство «я тот же
самый»; устойчивый, личностно принимаемый образ себя во всем богатстве
взаимосвязей личности с окружающим миром (включает образ-отношение к своему
телу, личностным особенностям, социальному статусу, расовой и национальной
принадлежности).
Иерархия —
расположение элементов или частей целого в порядке от высшего к низшему.
Индивид — 1)
человек как единичное природное существо, представитель вида
Homo sapiens,
продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и
приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт; 2) отдельный
представитель человеческой общности.
Индивидуальный подход
— осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей
учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей и др.) в
значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях.
Суть ИП составляет гибкое использование различных форм и методов воспитания с
целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку.
Индивидуальность
— неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою
деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры. И.
определяется как внутренний психический мир человека, включающий основные ее
сферы: интеллектуальную мотивационную, эмоциональную, волевую,
предметно-практическую, саморегуляции и экзистенциальную.
Инновация —
создание, распространение и применение нового средства (новшества). Деятельность
по поиску и получению новых результатов, способов их получения.
Интеллект —
относительно устойчивая структура умственных способностей индивида; комплекс
способностей, необходимых для выживания и достижения успехов в определенной
культуре
(А. Анастази); в широком смысле слово «интеллект» включает все познавательные
функции, в узком — только мышление.
Интервью —
способ получения социологической и психологической информации с помощью устного
опроса при непосредственном контакте с опрашиваемым.
Интерес —
стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом
деятельности, носящее избирательный характер и выступающее одним из наиболее
существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора. При наличии И.
знания усваиваются основательно, прочно. В его основе лежат потребности
человека.
Исследование —
процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний
о закономерностях, структуре, механизмах функционирования изучаемого явления, о
содержании, принципах, методах и организационных формах деятельности. Объектами
педагогических И. являются педагогические системы, явления, процессы. Объектами
психологических И. являются личность, группа.
Класс
— 1) постоянная в пределах учебного года группа учащихся,
работающая по единой учебной программе. Общее руководство учебно-воспитательной
работой в К. осуществляет классный руководитель; 2) специально оборудованное
учебное помещение в школе. Классные помещения распределяются в соответствии со
ступенями обучения. Для учащихся средних и старших классов предусмотрена
кабинетная система обучения.
Классно-урочная система
— организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в отдельные
классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Основной формой обучения
является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами
и программами. Уроки проводятся по расписанию, составленному на основе учебных
планов.
Коллектив — это
организованная группа людей, объединенных совместной деятельностью, цели которой
полезны обществу и людям. Признаки К.: объединение людей во имя определенной,
социально одобряемой цели; совместная деятельность, строящаяся на принципах
коллективизма; организованность и сплоченность группы; наличие коллективистских
взаимоотношений; единые ценностные ориентации, нравственное и духовное единство.
Компенсация нарушенных функций
— сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или
утрате каких-либо из них.
Концепция —
совокупность, система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов;
единичный, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо научного труда,
произведения.
Коррекция —
система педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или
ослабление недостатков психического и физического развития.
Культура —
совокупность материальных и духовных ценностей, созданная человечеством в
процессе общественно-исторической практики.
Лекция
— систематическое, последовательное, монологическое
изложение преподавателем (учителем, лектором) учебного материала, как правило,
теоретического характера. Выделяют следующие виды Л.: вводные, установочные,
текущие, обзорные, заключительные. Одно из главных требований к Л. — целостность
и систематичность изложения, а структура ее зависит от особенностей учебного
материала и Дидактических целей.
Лидер — член
группы, обладающий высоким статусом, оказывающий значительное влияние на мнение
и поведение ее членов и выполняющий комплекс функций, сходный с функциями
руководителя.
Личностный подход
— последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к
сознательному ответственному субъекту собственного развития и воспитания это —
базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во
взаимодействии с каждым ребенком и Коллективом. Он предполагает помощь
воспитаннику в осознании себя личностью, выявлении и раскрытии его возможностей,
становлении самосознания, самореализации и самоутверждении.
Логопедия —
отрасль специальной педагогики, в задачи которой входят изучение речевых
нарушений, разработка принципов и методов их выявления, предупреждения и
преодоления.
Медико-психолого-педагогическая
консультация —
специальное учреждение, проводящее комплексное медико-психолого-педагогическое
обследование аномальных детей для направления их в соответствующие
учебно-воспитательные и оздоровительные учреждения.
Менталитет — особенности индивидуального и
общественного сознания людей, их жизненных позиций, культуры, моделей поведения,
обусловленные социальной средой, национальными традициями. М. свидетельствует о
специфических чертах социализации человека, его автономности и самобытности.
Метод — способ,
путь научного познания, достижения; цели определенным образом упорядоченная
деятельность.
Метод воспитания —
совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и
осуществления воспитательного взаимодействия.
Метод исследования
— приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и
изучения явлений действительности. Система М. и. определяется исходной
концепцией исследователя, общей методологической ориентацией, целями и задачами
конкретного исследования.
Методика —
частный вариант метода, не стандартизованный метод исследования.
Методология —
учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной
деятельности, теоретическое обоснование совокупности методов, их единства и
связей ,М. науки дает характеристику компонентов исследования: его объекта,
предмета, целей и задач.
Мировоззрение —
система взглядов на мир и место в нем человека; целостное представление о
природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов
личности, социальной группы, общества. В основе М. лежат миропонимание
(совокупность определенных знаний о мире), мировосприятие (идеалы, модели и
образы реальности), чувственные отношения.
Моделирование —
метод исследования социальных явлений и процессов, основывающийся на замещении
реальных объектов их условными образами, аналогами. В М. воспроизводятся
свойства, связи, тенденции исследуемых систем и процессов, что позволяет оценить
их состояние, сделать прогноз, принять обоснованное решение.
Мотивация —
совокупность всех факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение
побуждений к жизненно необходимым целям, т. е. направляющих поведение на
удовлетворение потребностей. К М. относят все то, что реально побуждает или
может побуждать активность.
Наблюдение
— метод научного исследования, целенаправленный сбор сведений о фактах поведения
и деятельности человека в различных естественных условиях.
Направленность личности
— совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и
относительно независимых от реальных ситуаций.
Обработка
результатов — один из обязательных этапов
проведения исследования, следующий за сбором эмпирических данных. Предполагает
использование логических приемов (классификация, группировка, сопоставление,
выбраковка и т. п.) для качественных показателей и математических приемов и
методов (суммирование набранных баллов, подсчет статистических показателей,
дисперсии, корреляционного анализов, регрессионного и кластерного анализов и
др.), для количественных результатов.
Образование —
процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков и
обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Служит
необходимым условием подготовки человека к жизни в обществе, к профессиональной
и трудовой деятельности. Основной путь получения О. — обучение в учебных
заведениях под руководством
педагогов. Кроме того, значимым оказывается самостоятельное совершенствование
человека в различных областях знаний (самообразование). Уровень О.
обусловливался требованиями производства, общественными отношениями, состоянием
науки, техники и культуры.
Образовательные учреждения
- государственные, муниципальные, частные учреждения, реализующие
образовательные программы различного уровня и направленности.
Обучаемость —
индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений
и навыков в процессе обучения.
Обучение —
целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого
осуществляются образование и развитие человека. Процесс О. двусторонний:
включает в себя процесс учения (деятельность ученика) и процесс преподавания
(деятельность педагога),
Общение —
процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный различными
потребностями и включающий в себя обмен информацией, принятие совместного
решения, восприятие и понимание другого человека и т. д.
Объяснение —
метод обучения, предполагающий пояснение, анализ, истолкование и доказательство
различных положений излагаемого материала.
Одаренность —
чрезвычайно многозначный термин, объясняющий уровень успешности выполнения
деятельности. В обыденной психологии — синоним талантливости, условие для
выдающихся достижений в той или иной деятельности.
Олигофренопедагогика
— отрасль специальной педагогики, наука о воспитании и обучении умственно
отсталых детей.
Онтогенез —
развитие особи от момента оплодотворения яйцеклетки до смерти.
Опрос — метод
получения информации об объективных и субъективных фактах со слов респондента
(опрашиваемого).
Организация —
устойчивая система совместно работающих индивидов на основе иерархии рангов
труда для достижения общих целей.
Педагогика
— наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции
и перспективы развития педагогического процесса.
Педагогика лечебная
— система медико-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию дефектов
и развитие аномальных детей, находящихся в условиях лечебных учреждений. Начало
П. л. положено врачами-психиатрами: Э. Сегеном (Франция), И. В. Мляревским, А.
С. Грибоедовым, В. П. Кащенко, Г. И. Россолимо (Россия) и др.
Педагогика специальная
— наука о воспитании и обучении аномальных детей.
Педагогическая система
— множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой
образовательной целью развития личности, функционирующих в целостном
педагогическом процессе.
Педагогическая технология
— совокупность знаний о способах и средствах осуществления педагогического
процесса.
Педагогический процесс
— динамическая система, систем образующим фактором которой является
педагогическая цель, я общим качеством — взаимодействие педагога и ученика.
Педагогическое мастерство
— синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую
эффективность педагогического процесса. В П. м. можно выделить четыре
относительно самостоятельных элемента: мастерство организации коллективной и
индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения; мастерство передачи
знаний и формирования опыта деятельности; мастерство владения педагогической
техникой.
Педология —
наука о целостном изучении ребенка на различных этапах развития (объединение
данных о ребенке, полученных социологами, психологами, педагогами, медиками,
физиологами и т. д.).
Планирование —
процесс отображения предстоящего хода работы в ее общих стратегических
направлениях и деталях.
Позиция —
система отношений человека к определенным сторонам и явлениям окружающей
действительности, проявляется в соответствующих переживаниях и действиях. В
социальной психологии используется в качестве одной из характеристик индивида
как члена группы, выражает его отношение к занимаемому положению,
удовлетворенность статусом и ролью, выполняемой в группе. Она определяет
уникальность восприятия личностью мира, происходящих событий, себя в нем и в
связи с ними.
Потребность —
состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, необходимых
для его нормальной жизнедеятельности, и направленное на устранение этой
неудовлетворенности. Это состояние предполагает нужду
в предмете П. Она выражается в необходимости потребления, активного
освоения предмета потребности, в необходимости деятельности.
Профессиограмма
— сводка знаний о профессии и о системе требований, предъявляемых к человеку той
или иной специальностью, профессией. П. включает описание технико-экономических,
социальных, психологических, социально-психологических, санитарно-гигиенических
характеристик трудовой Деятельности. П. могут быть различными в зависимости от
того, для каких задач они предназначаются: для задач профотбора, профориентации,
профобучения, профадаптации и т. д.
Профессиональное самоопределение
— нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой
трудовой деятельности.
Развитие
— в философском аспекте это необратимое направленное, закономерное изменение
материальных объектов в результате которого возникает новое качественное
состояние объекта. Процесс становления личности под влиянием внешних и
внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Р.
предполагает количественные и качественные изменения в человеке.
Рефлексия —
процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Роль — система
нормативно одобренных форм поведения и связанных с ней прав и обязанностей члена
группы, занимающего определенное положение в ее структуре. Предполагает наличие
соответствующих ожиданий со стороны других членов, а человеку, выполняющему
определенную Р. в группе, приписываются цели, желания, чувства и социальные
установки, связанные с ней.
Самооценка
— оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Относясь к ядру личности, С. является важным регулятором ее поведения. От
нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность,
требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. С. влияет на
эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
Самоуправление —
демократическая форма организации жизнедеятельности коллектива, которая
предполагает развитие самостоятельности членов коллектива в принятии и
реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Семья — вид
социальной общности, важнейшая форма организации личной жизни, малая группа,
основанная на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении.
Система —
упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними,
создающих единое целое. Признаки С.: элементность строения в пределах от двух до
бесконечности; взаимодействие элементов, наличие системообразующего фактора;
иерархия связей, целостность, единство. Компоненты педагогической С.:
педагогические цели, участники педагогического процесса, взаимодействие
педагогов и учащихся, педагогические средства, управление педагогическими
процессами.
Система образования
— совокупность преемственных образовательных программ и государственных
стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их
образовательных учреждений и органов управления образованием.
Содержание воспитания —
система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек
поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными
целями и задачами.
Содержание образования
— педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта
творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение
которой призвано обеспечить формирование разносторонне развитой личности,
подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры
общества; система научных знаний, практических умений и навыков, а также
мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть
учащимся в процессе обучения.
Социализация —
интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных
общностей (группа, социальный институт, социальная организация), усвоение им
элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются
качества личности; формирование готовности к реализации индивидом совокупности
социальных ролей, освоение этих ролей. При этом происходит социальное
самоопределение — выбор детьми своей роли и позиции в общей системе социальных
отношений, предполагающий их включенность в эту систему на основе сформированных
интересов и потребностей.
Средства педагогические
— материальные и нематериальные элементы действительности, используемые как
орудия, инструменты педагогической деятельности (магнитофон, спортивные снаряды,
речь, жест и т. д.).
Субъект —
индивид или группа как источник познания и преобразования действительности;
носитель активности.
Тестирование
— объективная и стандартизованная процедура испытаний, которым подвергается
человек, специфический инструмент для оценивания психологических качеств
личности. Оно состоит из ряда заданий или вопросов, которые предлагается в
стандартных условиях и измеряют определенные особенности поведения на основе
специальных способов оценки выполнения теста.
Технология —
рациональное (стабильное) сочетание нескольких последовательно применяемых
операций для получения какого-либо продукта. Т. может восприниматься как
логически-операционально воспроизводимое ядро методики. Признаки Т.: постановка
целей, оценивание педагогических систем, обновление планов и программ на
альтенативной основе, операционные компоненты, средства и способы
организации деятельности, постоянный рост эффективности процесса, потенциально
воспроизводимые педагогические результаты.
Умения
— овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на
практике.
Учение — одна из
сторон процесса обучения, активная деятельность обучающихся, направленная на
овладение запасом знаний, приемами их самостоятельного приобретения и
применения.
Факторы
развития личности (социальные и биологические) —
их соотношение зависит от многих внешних и внутренних обстоятельств. Среди
биологических факторов особое место занимает наследственность. К наследственным
свойствам организма относятся: анатомо-физиологическая структура, особенности
нервной системы, видовые задатки человека (задатки речи, прямо хождения,
мышления). Основными социальными факторами воспитания учащихся являются; семья,
микросреда и коллектив.
Форма организации обучения
— дидактическая категория, обозначающая внешнюю сторону организации учебного
процесса, которая связана с количеством обучаемых, временем и методом обучения,
а также порядком его осуществления. Существуют следующие основные формы
организации учебной, работы: урок, экскурсия, факультативные занятия, домашняя
учебная работа, формы трудового и производственного обучения, формы внеклассной
работы (кружки, студии, научные общества, олимпиады).
Формирование личности
— изменения, новообразования, усложнения личности без указания источников этих
изменений.
Формы организации воспитания
— порядок организации конкретных актов, ситуаций, взаимодействия участников
воспитательного процесса; совокупность организаторских приемов и воспитательных
средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы.
Функции образования
— трансляция и распространение культуры в обществе; формирование установок,
ценностных ориентации, жизненных идеалов; социальная селекция (возможность
осуществить дифференцированный подход к обучающимся); воздействие образования на
процесс социальных изменений.
Целеполагание
— способ выдвижения и обоснования педагогических целей,
отбор путей их достижения, проектирование ожидаемого результата (определяется
программа будущего, предположение о будущем).
Целостность педагогического процесса
— синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший
уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий субъектов,
функционирующих в нем. Это единый и неделимый педагогический процесс, которому
присущи внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое
взаимодействие.
Цель — идеальный
образ желаемого будущего результата человеческой деятельности; осознанное
представление о конечном результате деятельности (не всегда совпадает с
результатом). Педагогическая Ц. — прогнозируемый результат педагогической
деятельности (изменения в учащихся). Выделяют различные виды Ц: стратегические,
тактические, групповые, индивидуальные.
Человек
— живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать
орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда; биосоциальное
существо, субъект исторической деятельности и познания.
Эксперимент — метод сбора научных фактов в специально созданных условиях