Научно-практическая деятельность коллектива
ГОУ лМногопрофильная гимназия №1506╗
в 2005-2006 учебном году.

лКто есть Человек: загадка человека,
его здоровья и выживания╗

Космос может быть плотно населен разумными существами. Но преподанный Дарвином урок  очевиден: в других местах не будет человека. Только здесь. Только на этой маленькой планете. Мы столь же редки, как вид, находящийся под угрозой исчезновения. Каждый из нас драгоценен в масштабах Космоса. Если человек не согласен с вами, пусть он живет. Среди ста миллиардов галактик вы не найдете такого другого.

К. Саган. с. 489

Мы мысленно не сознаем еще вполне, жизненно не делаем еще всех следствий из того удивительного, небывалого времени, в которое человечество вступило в XX веке. Мы живем на переломе, в исключительно важную, по существу новую эпоху жизни человечества, его истории на нашей планете!

В.И. Вернадский.

лВпервые человек охватил своей жизнью, своей культурой всю верхнюю оболочку планеты Ц в общем, всю биосферу, всю связанную с жизнью область планеты, направляющую его размножение и создающую благоприятные условия для заселения им частей биосферы, куда раньше не проникала его жизнь и местами даже какая бы то ни было жизнь╗. (Вернадский В.И. лФилософские мысли натуралиста╗, с. 33-34).

И далее: лЭто новая стадия в истории планеты, которая не позволяет пользоваться для сравнения, без поправок, историческим ее прошлым. Ибо эта стадия создает по существу новое в истории Земли, а не только в истории человечества╗.

Новая стадия, особая эпоха в развитии цивилизации связана с проблемой выживания человека как еще одного из миллионов неповторимых видов, ключевой характеристикой которого является единство телесного, духовного и психического здоровья, взаимодействие природного и социального в его жизнедеятельности.

Современное понимание здоровья носит сложный, комплексный характер, а не сводится просто к отсутствию болезни.

Интерес к здоровью, здоровому образу жизни в современном обществе носит далеко не случайный, закономерный и обусловленный особенностями современного уровня социально-экономического развития. лВозрастание социальной ценности здоровья человека Ц многокачественный процесс, который может быть осмыслен и выражен в контексте философии, социологии, политэкономии, здравоохранения, культуры, включая физическую культуру и спорт, и т.д.╗ и лтолько интегральная оценка этого феномена в историческом и актуальном (конкретно-временном) аспектах позволит более или менее объективно судить: что и как делается для обеспечения непрерывности указанного процесса; что и почему тормозит, что и как (в каких масштабах) должно быть осуществлено╗ (Лисицын Ю.П., Сахно А.В. лЗдоровье человека Ц социальная ценность╗, с 260-261).

Каждый житель планеты должен понять, что его влияние на качества окружающей среды носит всеобъемлющий характер, что в свою очередь, оказывает самое разнообразное влияние на здоровье населения, причем, как это видно на примере урбанизации, речь идет и об изменениях в образе жизни, а не только о загрязнении и ухудшении качества среды. Подобного положения не было еще каких-то полтора-два века назад.

Таким образом, всестороннее влияние на  параметры здоровья населения, сопровождающееся все нарастающими изменениями и в образе жизни (современная урбанизация), предопределяют качественное своеобразие проблемы здоровья и здорового образа жизни в эпоху XXI века.

Тем самым уровень развития культуры находит выражение и в том, лнасколько стала для человека природой человеческая сущность, или насколько природа стала человеческой сущностью человека╗ (Маркс К., Энгельс Ф. соч., т.42, с. 115).

Модель опережающей образовательной системы XXI века основана на стратегии устойчивого развития цивилизации, что предполагает обогащение выпускников, получивших общее образование пониманием общечеловеческих ценностей, навыками и привычками здорового образа жизни, знаниями, умениями, компетенциями, способствующими выживанию вида Homo sapiens и поддержанию жизнепригодных качеств окружающей среды.

Идея может быть реализована лишь в том случае, если каждый учитель поймет и примет сердцем необходимость изучения  в школе проблемы человека, его духовного, психического, телесного здоровья как цели всех образовательных систем. Лучше М.А. Булгакова не скажешь: лРазруха у нас  не в клозетах, а в головах╗.

Как эту разруху, хаос привести в порядок Ц есть проблема, нерешенная задача, которую решать должна школа в целом, а не отдельными дисциплинами.

Практически, необходима всеобщая экологизация общего среднего образования. Экологизация как непременное условие обеспечения полноценного здоровья населения и здорового образа жизни должна пониматься двояко: а) как оптимизация взаимоотношений человека и общества с природой на основе законов и процессов социально-биологической адаптации; б) как переход взаимодействия природы и общества на качественно иную ступень, своего рода лсмену парадигмы╗.

При этом лприрода оказывается для людей все более значимой в их специфически социально-культурном бытии как существ не просто производящих, но и интеллектуальных, эстетических и нравственных. Это значит, что отношение к природе есть собственный аспект культурыЕ╗ (лФилософские проблемы глобальной экологии╗, с. 23).

Целями нового этапа теоретико-методической работы коллектива гимназии №1506 в области ЭО являются:

1. Развитие интеллектуально-эмоциального, ценностно-окрашенного, положительного отношения (мотив, интерес, потребность) к человеку как уникальному виду, драгоценному в масштабе космоса;

2. Развитие интеллектуальных компетенций гимназистов, обеспечивающих:

      владение понятием лчеловек разумный╗, познающий мир через слово, образ, знак, символ Ц науку, философию, искусство, религию;

      общение с коллективом класса, взрослыми и пожилыми людьми на уровне вербальном и практическом (помощь, сочувствие, сопереживание и т.п.), в форме уважительного диалога;

      объяснение сущности понятия лздоровья╗ (телесное, духовное), описание факторов, обеспечивающих здоровье индивида, а также условий рождения здорового потомства и основных этапов развития человека;

3. Развитие практических компетенций в области самопознания, элементарного планирования образа жизни, перспективы своей деятельности, обеспечивающей социальные, идеальные (духовные?!) потребности;

4. Развитие элементарных компетенций в области перспектив человека и человечества в космическом и земном масштабах.

Организация научно-практической работы в процессе ЭР.

 

В процессе работы предполагаются следующие мероприятия

      Семинары для участников эксперимента по ходу исследования

      Родительское собрание, на котором должно быть выступление школьного врача о вопросах здоровья учащихся, выступление лучших  учащихся гимназии.

      Семинары с руководителями рефератов и проектов.

      Конкурс рефератов школьников.

      Конкурс методических работ учителей.

      Фестиваль открытых уроков.

 

Предлагаем вашему вниманию некоторые темы, которые  разрабатывают учителя в процессе ЭД.

№ п/п

Тема

Предметная область

1.

Человек Ц творец истории. Выдающиеся личности разных эпох

История. Обществознание

2.

Уникальность человека. Человек Ц еще один неповторимый вид

Биология. География. Русский язык, иностр. язык.

3.

Человек познающий. (Наука, искусство, философия, религия)

История. Обществознание. Информатика

4.

Homo sapiens: проблема выживания вида. Что грозит вымиранием.

География. Литература. История.

5.

Здоровье населения планеты: демография и будущее человечества.

География

6.

Репродуктивная стратегия человека: как родить здоровое дитя.

Биология.

7.

Как развивается человек.

Биология. Экология. 

 

Массовые мероприятия, связанные с изучением проблемы человека, которые можно провести в процессе работы:

Творческие вечера.

      Человек: еще один уникальный вид.

      Мужчина и женщина: стиль отношений в разные эпохи.

      Гении и мудрецы разных народов о бытии, космосе и человеке.

      Человек в спорте. Выдающиеся достижения.

      Самопожертвование в культуре народов.

      Семья в искусстве, религии и философии.

Выпуск учащимися газет-проектов с последующей защитой на конференции старших классов.

Некоторые темы газет:

      Кто ты, человек?

      Мужчина и женщина Ц стили любви.

      Антропоэкосистема.

      И др.

 

 

Некоторые темы  рефератов и проектов  учащихся.

 

      Здоровье популяции учащихся гимназии №1506.

      Первый ученик (по успехам) Ц как им стать.

      Человек Ц в чем уникальность вида.

      Почему каждого человека нужно беречь.

      Как учили в разные эпохи.

      Чем питается московский школьник.

       Как прожить долго.

      Какую семью я хочу построить

Используются технологии uCoz