Оценка проектной и исследовательской деятельности учащихся
Иванова Светлана Викторовна, заместитель директора по научной работе
МОУ Первомайской СОШ № 1 Шилкинский район Забайкальский край
Тел. 8 30262 42774 e-mail: svetiv6@mail.ru, nomokonova1@pochta.ru
В МОУ
Первомайской СОШ № 1 сложились традиции и культура
исследовательской работы с учащимися. Для каждого участника расставлены свои акценты при планировании и организации данного вида деятельности учащихся. 1) Для руководителя образовательного учреждения: - Что дает проектная и исследовательская деятельность учащимся наряду с традиционным способом обучения? - Как изменяется роль учителя и ученика в учебном процессе? - Как научить учителей руководить работой учащихся? - Как изменяется организация учебного процесса образовательного учреждения? - Как оценивается успешность работы учащегося в проектной и исследовательской деятельности? 2) Для заместителей директора по учебно-воспитательному процессу и научной работе: - Всё перечисленное в разделе для руководителя ОУ
-
Как составить расписание занятий
для использования необходимых в учебном проекте или исследовании
ресурсов - Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется учебный проект или исследование? - Как организовать мониторинг формирования ЗУН, необходимых для выполнения учебного проекта или исследования? - Как подобрать учебные проекты и исследования, соответствующие специфике школы, особенностям класса, задачам УВП? - Как организовать мониторинг формирования навыков самостоятельности, используемых при выполнении учебного проекта или исследования? 3) Для учителя: - Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется учебный проект или исследование? - Как подобрать учебные проекты и исследования, соответствующие специфике школы, особенностям класса, задачам УВП?
-
Как выстроить серию проектов или
исследований учащихся для последовательного формирования
специфических - Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность учащихся? - Как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своего класса, школы и условиям имеющегося обеспечения? - Как разработать учебный проект или исследование? - Как осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной деятельности применять? - Как подготовить учащихся к работе над учебным проектом или исследованием? - Как оценить выполнение педагогических задач в ходе выполнения проекта или исследования? - С кем консультироваться по вопросам организации проектной и исследовательской деятельности?
Оценивание успешности учащихся в выполнении проекта или исследования При
оценке успешности учащегося в проекте или исследовании
необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него - степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; - степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; - практическое использование ЗУН; - количество новой информации использованной для выполнения проекта; - степень осмысления использованной информации; - оригинальность идеи, способа решения проблемы; - осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта или исследования; - уровень организации и проведения презентации; - владение рефлексией; - творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; - значение полученных результатов.
И именно поэтому
мы считаем особенно важным проявлять объективность в оценке
качества проектной деятельности. Учебный процесс – система, основанная на качественных и количественных подходах к уровню образования учащихся.
Мониторинг – важнейший инструмент проверки и
оценки эффективности содержания образования, используемых
методик.
Объектами мониторинга выступают как отдельные
подсистемы образования, так и различные процессы, уровни
образования, Мониторинг – это непрерывные контролирующие действия в системе «учитель – ученик», позволяющие наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение ученика от незнания к знанию. Мониторинг – это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, в том числе и в ходе работы над проектом. В процессе анализа и мониторинга выстраивается не только характер развития проекта, но и понимание того, какие изменения в целом происходят при осуществлении проектной деятельности. Очевидно, что проектная деятельность проходит ряд этапов. Содержание каждого из таких этапов определяет те параметры, на которых строится мониторинг. Ведущее место в школьном мониторинге занимает педагогическая оценка. Очень важно, чтобы оценка была адекватной, справедливой и объективной. Проектная деятельность сама создает базу для разработки системы мониторинга качества образования учебного заведения, в котором она внедряется или уже стала составной частью учебного или управленческого процесса. В основе мониторинга проектной деятельности учащихся в нашей школе лежит методика оценивания ключевых компетенций Е.С. Полат ("Новые педагогические технологии" / Под ред. Е.С. Полат. - М., 1997). Для оценивания работ учащихся создается Экспертный совет. Учащийся представляет в Экспертный совет работу, краткое описание работы, авторскую аннотацию, руководитель – рецензию на работу. Во время обсуждения итогов выполнения работ анализируются результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы и в целом. Члены Экспертного совета заполняют на каждого учащегося Карты экспертной оценки научно-исследовательских работ учащихся. Далее результаты сводятся в Лист экспертной оценки научно-исследовательских работ учащихся, на основании этого учителем выставляется итоговая оценка за работу. МОУ Первомайская средняя общеобразовательная школа № 1 РЕЦЕНЗИЯ на работу ________________________________________________________________ (вид работы) Ученика (цы) ____ класса__________________________________________________ (ФИО) По предмету ____________________________________________________________ Тема работы ____________________________________________________________ Объем работы: количество страниц ______________________________________________________ количество листов плакатов, схем __________________________________________ Заключение о степени соответствия выполненной работы ______________________
Характеристика выполнения каждого раздела,
степень использования учеником Перечень положительных качеств работы ___________________________________ Перечень основных недостатков ____________________________________________ ________________________________________________________________________ Оценка общеобразовательной подготовки ученика: ___________________________ Отзыв о работе в целом и предлагаемая оценка ________________________________
Рецензент _______________________ ( ___________________________________ )
«____» ________________________________ 200___ г. МОУ Первомайская средняя общеобразовательная школа № 1 КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ исследовательской работы, проекта Тема ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Выполнен автором или творческим коллективом (укажите ФИО) ________________ ________________________________________________________________________ Под руководством (укажите ФИО, должность): _______________________________ ________________________________________________________________________ Исследовательская работа (проект) посвящена изучению: _______________________ Где вы искали информацию для ответа на этот вопрос __________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Какие гипотезы выдвигали: ________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Использовали ли вы следующие (или другие методы) исследований для проверки своих гипотез: Опросы (кого и о чем вы расспрашивали): ____________________________________ Эксперименты: __________________________________________________________ Другие методы (укажите, какие именно): ____________________________________ Как вы обобщали полученные данные: _______________________________________ ________________________________________________________________________ К каким выводам вы пришли: ______________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
Для оформление результата исследования вы
использовали (укажите, как именно вы собираетесь
«_____» _______________________ 200__
г.
|
МОУ Первомайская средняя общеобразовательная школа № 1
КАРТА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ
научно-исследовательских работ учащихся
ФИО учащегося _______________________________________________________
Класс________________________________________________________________
Руководитель _________________________________________________________
Тема работы __________________________________________________________
1. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта или исследования
1.1. Проблема
Понимает проблему |
1 балл |
Объясняет выбор проблемы |
2 балла |
Назвал противоречие на основе анализа ситуации |
3 балла |
Назвал причины существования проблемы |
4 балла |
Сформулировал проблему, проанализировал ее причины |
5 баллов |
1.2. Целеполагание
Формулирует и понимает цель |
1 балл |
Задачи соответствуют цели |
2 балла |
Предложил способ убедиться в достижении цели |
3 балла |
Предложил способы решения проблемы |
4 балла |
Предложил стратегию |
5 баллов |
1.3. Планирование
Рассказал о работе над проектом |
1 балл |
Определил последовательность действий |
2 балла |
Предложил шаги и указал некоторые ресурсы |
3 балла |
Обосновал ресурсы |
4 балла |
Спланировал текущий контроль |
5 баллов |
1.4. Оценка результата
Сравнил продукт с ожидаемым |
1 балл |
Сделал вывод о соответствии продукта замыслу |
2 балла |
Предложил критерии для оценки продукта |
3 балла |
Оценил продукт в соответствии с критериями |
4 балла |
Предложил систему критериев |
5 баллов |
1.5. Значение полученных результатов
Описал ожидаемый продукт |
1 балл |
Рассказал, как будет использовать продукт |
2 балла |
Обосновал потребителей и области использования продукта |
3 балла |
Дал рекомендации по использованию продукта |
4 балла |
Спланировал продвижение или указал границы применения продукта |
5 баллов |
Количество баллов – _________________(максимальное кол-во – 25)
2. Работа с информацией
(количество новой информации использованной для выполнения проекта,
степень осмысления использованной информации)
2.1. Поиск информации
Задает вопросы по ходу работы |
1 балл |
Называет пробелы в информации по вопросу |
2 балла |
Назвал виды источников, необходимые для работы |
3 балла |
Выделил вопросы для сравнения информации из нескольких источников |
4 балла |
Выделил вопросы для сравнения информации из нескольких источников |
5 баллов |
2.2. Обработка информации
Воспроизвел аргументы и вывод |
1 балл |
Привел пример, подтверждающий вывод |
2 балла |
Сделал вывод и привел аргументы |
3 балла |
Сделал вывод на основе критического анализа |
4 балла |
Подтвердил вывод собственной аргументацией или данными |
5 баллов |
Количество баллов – ________ (максимальное кол-во – 10)____
3. Оформление работы
Не соблюдает нормы |
1 балл |
Неточное соблюдение норм |
2 балла |
Соблюдает нормы, заданные образцом |
3 балла |
Использует вспомогательную графику |
4 балла |
Изложил тему со сложной структурой, использовал вспомогательные средства |
5 баллов |
Количество баллов – _____________(максимальное кол-во – 5)___
4. Коммуникация
4.1. Устная коммуникация
Речь не соответствует норме |
1 балл |
Речь соответствует норме, обращается к тексту |
2 балла |
Подготовил план, соблюдает нормы речи и регламент |
3 балла |
Использовал предложенные невербальные средства или наглядные материалы |
4 балла |
Самостоятельно использовал невербальные средства или наглядные материалы |
5 баллов |
4.2. Продуктивная коммуникация
Односложные ответы |
1 балл |
Развернутый ответ |
2 балла |
Привел дополнительную информацию |
3 балла |
Привел объяснения или дополнительную информацию |
4 балла |
Апеллировал к данным, авторитету или опыту, привел дополнительные аргументы |
5 баллов |
4.3. Владение рефлексией
Высказал впечатление от работы |
1 балл |
Назвал сильные стороны работы |
2 балла |
Назвал слабые стороны работы |
3 балла |
Указал причины успехов и неудач |
4 балла |
Предложил способ избегания неудач |
5 баллов |
Количество баллов – _____________(максимальное кол-во – 15)____________
5. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом
Самостоятельно не справился с работой, последовательность нарушена, допущены большие отклонения, работа имеет незавершённый вид |
1 балл |
Самостоятельно не справился с работой, последовательность частично нарушена, допущены отклонения |
2 балла |
Работа не выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением последовательности |
3 балла |
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением последовательности, допущены небольшие отклонения |
4 балла |
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески |
5 баллов |
Количество баллов –_______ _______(максимальное кол-во – 5)____________
6. Дизайн, оригинальность представления результатов
Количество баллов –_______ _______(максимальное кол-во – 5)____________
«___» _______________ 200 ___ г.
Председатель экспертного совета _______________ / ________________/
Члены экспертной группы ________________ / _______________/
________________ / _______________/
________________ / _______________/
________________ / _______________/
Для быстрого подсчёта баллов и их оперативного перевода в оценочные нормы
предлагаем использовать
следующие листы оценки проектной деятельности учащихся.
МОУ Первомайская средняя общеобразовательная школа № 1
ЛИСТ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ
научно-исследовательских работ учащихся
Фамилия и имя учащегося |
Тема работы |
Критерии оценки проекта |
Сумма баллов |
Перевод сумм баллов в оценочные нормы |
||||||||||||
Осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта исследования |
Работа с информацией |
Оформление работы
|
Коммуникация |
Степень самостоятель-ности в выполнении различных этапов работы над проектом |
Дизайн, оригинальность представления результатов |
85% и выше |
71%-84% |
50%-70% |
||||||||
Максимальное количество баллов по критериям |
56-65 |
46-55 |
33-45 |
|||||||||||||
25 |
10 |
5 |
15 |
5 |
5 |
65 |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«___» _______________ 200 ___ г.
Председатель экспертного совета ________________ / ___________________/
Члены экспертной группы ________________ / ___________________/
________________ / ___________________/
________________ / ___________________/
Таким образом, максимальное количество баллов составляет 65 баллов.
Перевод сумм баллов за работу в традиционные оценочные нормы предлагаем осуществлять по следующей схеме:
- Оценка «5»(отлично) выставляется за сумму баллов от 85% и выше
- Оценка «4»(отлично) соответствует сумме баллов от 71%до 84%
- Оценка «3» соответственно от 50% до 70%
Работа, содержащая информацию менее 50% оценивается как неудовлетворительная.