Оценка проектной и исследовательской деятельности учащихся

Иванова Светлана Викторовна, заместитель директора по научной работе

МОУ Первомайской СОШ № 1 Шилкинский район Забайкальский край

Тел. 8 30262 42774  e-mail: svetiv6@mail.ru, nomokonova1@pochta.ru

В МОУ Первомайской СОШ № 1 сложились традиции и культура  исследовательской работы с учащимися.
Ежегодно учащиеся с педагогами-руководителями представляют на  конференции исследовательские, проектные или проектно-исследовательские работы.

Для каждого участника расставлены свои акценты при планировании и организации данного вида деятельности учащихся.

1) Для руководителя образовательного учреждения:

-         Что дает проектная и исследовательская деятельность учащимся наряду с традиционным способом обучения?

-         Как изменяется роль учителя и ученика в учебном процессе?

-         Как научить учителей руководить работой учащихся?

-         Как изменяется организация учебного процесса образовательного учреждения?

-         Как оценивается успешность работы учащегося в проектной и исследовательской деятельности?

2) Для заместителей директора по учебно-воспитательному процессу и научной работе:

-         Всё перечисленное в разделе для руководителя ОУ

-         Как составить расписание занятий для использования необходимых в учебном проекте или исследовании ресурсов
(информационных, материально-технических,  кадровых)?

-         Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется учебный проект или исследование?

-         Как организовать мониторинг формирования ЗУН, необходимых для выполнения учебного проекта или исследования?

-         Как подобрать учебные проекты и исследования, соответствующие специфике школы, особенностям класса, задачам УВП?

-         Как организовать мониторинг формирования навыков самостоятельности, используемых при выполнении учебного проекта или исследования?

3) Для учителя:

-        Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется учебный проект или исследование?

-        Как подобрать учебные проекты и исследования, соответствующие специфике школы, особенностям класса, задачам УВП?

-        Как выстроить серию проектов или исследований учащихся для последовательного формирования специфических
умений и навыков проектной и исследовательской деятельности?

-        Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность учащихся?

-        Как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своего класса, школы и условиям имеющегося обеспечения?

-        Как разработать учебный проект или исследование?

-        Как осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной деятельности применять?

-        Как подготовить учащихся к работе над учебным проектом или исследованием?

-        Как оценить выполнение педагогических задач в ходе выполнения проекта или исследования?

-        С кем консультироваться по вопросам организации проектной и исследовательской деятельности?

 

Оценивание успешности учащихся в выполнении проекта или исследования

При оценке успешности учащегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него
является общественное признание успешности и результативности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, который должен оценить:

-         степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

-         степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

-         практическое использование ЗУН;

-         количество новой информации использованной для выполнения проекта;

-         степень осмысления использованной информации;

-         оригинальность идеи, способа решения проблемы;

-         осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта или исследования;

-         уровень организации и проведения презентации;

-         владение рефлексией;

-         творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

-         значение полученных результатов.

И именно поэтому мы считаем особенно важным проявлять объективность в оценке качества проектной деятельности.
Целесообразно использовать такую схему оценивания, которая даёт наиболее объективную оценку проектной деятельности учащихся,
что побуждает учащихся к активной созидательной, творческой деятельности.

Учебный процесс – система, основанная на качественных и количественных подходах к уровню образования учащихся.

Мониторинг – важнейший инструмент проверки и оценки эффективности содержания образования, используемых методик.
Посредством мониторинга можно способствовать повышению качества образования во всех его основных составляющих.  

Объектами мониторинга выступают как отдельные подсистемы образования, так и различные процессы, уровни образования,
управления, отдельные аспекты деятельности, знания и т. д. Например: мониторинг педагогический и психологический; мониторинг качества подготовки учащихся; мониторинг образовательного процесса; мониторинг качества образования; мониторинг проектной деятельности учащихся и преподавателей.

Мониторинг – это непрерывные контролирующие действия в системе «учитель – ученик», позволяющие наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение ученика от незнания к знанию. Мониторинг – это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, в том числе и в ходе работы над проектом. В процессе анализа и мониторинга выстраивается не только характер развития проекта, но и понимание того, какие изменения в целом происходят при осуществлении проектной деятельности.

Очевидно, что проектная деятельность проходит ряд этапов. Содержание каждого из таких этапов определяет те параметры, на которых строится мониторинг.

Ведущее место в школьном мониторинге занимает педагогическая оценка. Очень важно, чтобы оценка была адекватной, справедливой и объективной. Проектная деятельность сама создает базу для разработки системы мониторинга качества образования учебного заведения, в котором она внедряется или уже стала составной частью учебного или управленческого процесса.

В основе мониторинга проектной деятельности учащихся в нашей школе лежит методика  оценивания ключевых компетенций Е.С. Полат ("Новые педагогические технологии" / Под ред. Е.С. Полат. - М., 1997).

Для оценивания работ учащихся создается Экспертный совет. Учащийся представляет в Экспертный совет работу, краткое описание работы, авторскую аннотацию, руководитель – рецензию на работу.

Во время обсуждения итогов выполнения работ анализируются результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы и в целом. Члены Экспертного совета заполняют на каждого учащегося Карты экспертной оценки научно-исследовательских работ учащихся. Далее результаты сводятся в Лист  экспертной оценки научно-исследовательских работ учащихся, на основании этого учителем выставляется итоговая оценка за работу. 


 

МОУ Первомайская средняя общеобразовательная школа № 1

РЕЦЕНЗИЯ

на работу ________________________________________________________________

(вид работы)

Ученика (цы) ____ класса__________________________________________________

                                                                                                    (ФИО)

По предмету   ____________________________________________________________

Тема работы   ____________________________________________________________

Объем работы:

количество страниц  ______________________________________________________

количество листов плакатов, схем  __________________________________________

Заключение о степени соответствия выполненной работы   ______________________

Характеристика выполнения каждого раздела, степень использования учеником
последних достижений науки и современных методов работы  ___________________

Перечень положительных качеств работы  ___________________________________

Перечень основных недостатков  ____________________________________________

________________________________________________________________________

Оценка общеобразовательной подготовки ученика:  ___________________________

Отзыв о работе в целом и предлагаемая оценка ________________________________

 

Рецензент  _______________________    ( ___________________________________ )

  

«____» ________________________________ 200___ г.

МОУ Первомайская средняя общеобразовательная школа № 1

КРАТКОЕ  ОПИСАНИЕ

исследовательской работы, проекта

Тема ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Выполнен автором или творческим коллективом (укажите ФИО) ________________

________________________________________________________________________

Под руководством (укажите ФИО, должность): _______________________________

________________________________________________________________________

Исследовательская работа (проект) посвящена изучению: _______________________

Где вы искали информацию для ответа на этот вопрос __________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Какие гипотезы выдвигали: ________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Использовали ли вы следующие (или другие методы) исследований для проверки своих гипотез:

Опросы (кого и о чем вы расспрашивали): ____________________________________

Эксперименты: __________________________________________________________

Другие методы (укажите, какие именно): ____________________________________

Как вы обобщали полученные данные: _______________________________________

________________________________________________________________________

К каким выводам вы пришли: ______________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Для оформление результата исследования вы использовали (укажите, как именно вы собираетесь
представлять свою работу на Конференции  (например: схемы, рисунки, макеты, фотографии, другое...)
_____________________________________________

«_____» _______________________ 200__ г.                                                                                
___________________ / ______________________/

 

 

МОУ Первомайская средняя общеобразовательная школа № 1

КАРТА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ

научно-исследовательских работ учащихся

ФИО учащегося _______________________________________________________

Класс________________________________________________________________

Руководитель _________________________________________________________

Тема работы __________________________________________________________

 

1. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта или исследования

            1.1. Проблема

Понимает проблему

1 балл

Объясняет выбор проблемы

2 балла

Назвал противоречие на основе анализа ситуации

3 балла

Назвал причины существования проблемы

4 балла

Сформулировал проблему, проанализировал ее причины

5 баллов

 

1.2. Целеполагание

Формулирует и понимает цель

1 балл

Задачи соответствуют цели

2 балла

Предложил способ убедиться в достижении цели

3 балла

Предложил способы решения проблемы

4 балла

Предложил стратегию

5 баллов

 

1.3. Планирование

Рассказал о работе над проектом

1 балл

Определил последовательность действий

2 балла

Предложил шаги и указал некоторые ресурсы

3 балла

Обосновал ресурсы

4 балла

Спланировал текущий контроль

5 баллов

 

1.4. Оценка результата

Сравнил продукт с ожидаемым

1 балл

Сделал вывод о соответствии продукта замыслу

2 балла

Предложил критерии для оценки продукта

3 балла

Оценил продукт в соответствии с критериями

4 балла

Предложил систему критериев

5 баллов

1.5. Значение полученных результатов

Описал ожидаемый продукт

1 балл

Рассказал, как будет использовать продукт

2 балла

Обосновал потребителей и области использования продукта

3 балла

Дал рекомендации по использованию продукта

4 балла

Спланировал продвижение или указал границы  применения продукта

5 баллов

 

Количество баллов – _________________(максимальное кол-во – 25)       

2. Работа с информацией  (количество новой информации использованной для выполнения проекта,
степень осмысления использованной информации)

2.1. Поиск информации

Задает вопросы по ходу работы

1 балл

Называет пробелы в информации по вопросу

2 балла

Назвал виды источников, необходимые для работы

3 балла

Выделил вопросы для сравнения информации из нескольких источников

4 балла

Выделил вопросы для сравнения информации из нескольких источников

5 баллов

 2.2. Обработка информации

Воспроизвел аргументы и вывод

1 балл

Привел пример, подтверждающий вывод

2 балла

Сделал вывод и привел аргументы

3 балла

Сделал вывод на основе критического анализа

4 балла

Подтвердил вывод собственной аргументацией или данными

5 баллов

 

        Количество баллов – ________ (максимальное кол-во – 10)____

 3. Оформление работы

Не соблюдает нормы

1 балл

Неточное соблюдение норм

2 балла

Соблюдает нормы, заданные образцом

3 балла

Использует вспомогательную графику

4 балла

Изложил тему со сложной структурой, использовал вспомогательные средства

5 баллов

Количество баллов – _____________(максимальное кол-во – 5)___          

4. Коммуникация

4.1. Устная коммуникация

Речь не соответствует норме

1 балл

Речь соответствует норме, обращается к тексту

2 балла

Подготовил план, соблюдает нормы речи и регламент

3 балла

Использовал предложенные невербальные средства или наглядные материалы

4 балла

Самостоятельно использовал невербальные средства или наглядные материалы

5 баллов

4.2. Продуктивная коммуникация

Односложные ответы

1 балл

Развернутый ответ

2 балла

Привел дополнительную информацию

3 балла

Привел объяснения или дополнительную  информацию

4 балла

Апеллировал к данным, авторитету или опыту, привел дополнительные аргументы

5 баллов

4.3. Владение рефлексией

Высказал впечатление от работы

1 балл

Назвал сильные стороны работы

2 балла

Назвал слабые стороны работы

3 балла

Указал причины успехов и неудач

4 балла

Предложил  способ избегания неудач

5 баллов

 

Количество баллов – _____________(максимальное кол-во – 15)____________

 

5. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом

Самостоятельно не справился с работой, последовательность нарушена, допущены большие отклонения, работа имеет незавершённый вид

1 балл

Самостоятельно не справился с работой, последовательность частично нарушена, допущены отклонения

2 балла

Работа не выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением последовательности

3 балла

Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением последовательности, допущены небольшие отклонения

4 балла

Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески

5 баллов

Количество баллов –_______  _______(максимальное кол-во – 5)____________

6. Дизайн, оригинальность представления результатов

Количество баллов –_______  _______(максимальное кол-во – 5)____________

 

«___» _______________ 200 ___ г.

 

Председатель экспертного совета              _______________  / ________________/

Члены экспертной группы                           ________________  / _______________/

                                                                        ________________  / _______________/

                                                                        ________________  / _______________/

                                                                        ________________  / _______________/

 

 

Для быстрого подсчёта баллов и их оперативного перевода в оценочные нормы  предлагаем использовать
следующие листы оценки проектной деятельности учащихся.

 

МОУ Первомайская средняя общеобразовательная школа № 1

ЛИСТ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ

научно-исследовательских работ учащихся

Фамилия и имя учащегося

Тема работы

Критерии оценки проекта

Сумма баллов

Перевод сумм баллов в оценочные нормы

Осмысление проблемы проекта и 

формулирование цели и задач проекта исследования

Работа с информацией

Оформление работы

 

Коммуникация

Степень самостоятель-ности в выполнении различных этапов работы над проектом

Дизайн, оригинальность представления результатов

85% и выше
«5»

71%-84%
«4»

50%-70%
«3»

Максимальное количество баллов по критериям

56-65

46-55

33-45

25

10

5

15

5

5

65

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«___» _______________ 200 ___ г.

Председатель экспертного совета              ________________  / ___________________/

Члены экспертной группы                           ________________  / ___________________/

                                                                        ________________  / ___________________/

                                                                        ________________  / ___________________/

Таким образом, максимальное количество баллов составляет 65 баллов.

Перевод сумм баллов за работу в традиционные оценочные нормы предлагаем осуществлять по следующей схеме:

-           Оценка «5»(отлично) выставляется за сумму баллов от 85% и выше

-           Оценка «4»(отлично) соответствует сумме баллов от 71%до 84%

-           Оценка «3» соответственно от 50% до 70%

Работа, содержащая информацию менее 50% оценивается как неудовлетворительная. 

Используются технологии uCoz