Экологическое образование в Москве
Департамент образовния г. Москвы, Российская академия образования
Email: mosecoobr@narod.ru
Главная Внимание Библиотека Общение Мастерская Мониторинг ЭО-проект Игры Архив Эксперимент





ЭО-проекты

Методика

Школьные экопроекты

Повышение КПД двигателей
ЛЕКАРСТВО ОТ ОБЖОРСТВА
Номер 1.2003 страницы: 122, 123
СЕМИНАР


ВЫБИРАЙТЕ ТЕМУ ПО ВКУСУ ИЛИ ПОСЕТИТЕ ВСЕ ЗАНЯТИЯ ОДНО ЗА ДРУГИМ.

РАССКАЗ О ТОПЛИВНОЙ ЭКОНОМИЧНОСТИ СОВЕТУЕМ ВЗЯТЬ НА ЗАМЕТКУ "ЧАЙНИКАМ", ИНФОРМАЦИЯ О РАЗВИТИИ МОТОРОВ ВАЗ ПРИГОДИТСЯ ВСЕМ, А МАТЕРИАЛ О НАСТРОЙКЕ СИСТЕМЫ ВЫПУСКА АДРЕСУЕМ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ПОДГОТОВЛЕННЫМ ЧИТАТЕЛЯМ.
ПОГОВОРИМ О РАСХОДЕ ТОПЛИВА
БОЛЬШОМУ АВТОМОБИЛЮ - БОЛЬШИЕ ТРАТЫ

Как ни хороша "Волга" в глазах ее почитателей, а бензина за 100 тыс. км сожрет не меньше 12 тыс. литров! Умножьте на цену - и поймете, почему один покупатель, выбирая автомобиль, с досады воскликнул: "Да за эти деньжищи я еще "Мерседес" куплю!".
Как бы то ни было, исправный автомобиль расходует все же столько топлива, сколько положено, и можно посчитать минимальные энергозатраты на то, чтобы машина ехала. А вот попытка их урезать вступает уже в конфликт с физическими законами - автомобиль не тянет, глохнет! У большой машины выше расход топлива. Значит, о затратах на бензин следует думать уже при выборе автомобиля.
Радикальные способы снижения расхода топлива - "в разы" - науке не известны, разве что, починив неисправную машину, сэкономите вдвое - но это не в счет! Попробуйте-ка у хорошо настроенного "Мерседеса" сократить потребление бензина процентов на двадцать! Это на Нобелевскую потянет.
Между тем в продаже столько средств снижения расхода топлива, что впору поостеречься: применишь все разом - и бак разорвется от сэкономленного горючего! "Волгарю" обычно советуют начать с покупки волшебного карбюратора - "Солекса": заменишь, мол, "несовершенный" К-151 - и забудешь дорогу к АЗС. Что ж, однажды мы сравнивали эти карбюраторы на редакционной "Волге" (ЗР, 1997, № 3) - расход топлива оказался одинаковым!
На автомобилях с системой впрыска популярен "чип-тюнинг", были бы небольшие деньги. И все-таки чудес в технике не бывает. Изменив настройки, можно ощутимо улучшить разгонные показатели машины, но не бесплатно - бензина сгорит больше.
Так на чем же можно экономить?
ПОЧЕМ РАЗГОН?
Многие упиваются ощущением мощного ускорения. Даже те, кто твердо знает, что псевдоспортивная езда бьет по карману, а плавный разгон сберегает топливо и деньги. Дворовый "гонщик" взвинтит обороты до предельных - резко возрастут механические потери в двигателе, удельный расход топлива увеличится по сравнению с оптимальным раза в два. Помимо этого, при быстром разгоне система питания (например, ускорительный насос) обогащает смесь в цилиндрах. Неспешный же, с переключением передач, разгон позволяет держать обороты ближе к оптимальным (средним или чуть ниже), и энергия топлива тратится рационально.
Но еще важнее стратегия езды: и разгонов, и торможений должно быть как можно меньше: каждый лишний разгон - это потраченная зазря энергия топлива, которая при торможении подогреет окружающую среду. Зачем "рвать" машину, если тут же будешь тормозить "в пол"?
Расход топлива зависит и от плавности траектории автомобиля. Повернутые колеса создают дополнительное сопротивление: если его не компенсировать "газом", скорость падает. На этом, кстати, основан один из известных приемов замедления при отказе тормозов: если ситуация позволяет, руль быстро поворачивают из стороны в сторону, тормозя шинами.
Взгляните на рис. 1. Настоящий спортсмен пройдет эту трассу по зеленой траектории. "Чайник" - как в голову взбредет (красная). Первый едет гораздо рациональнее, при минимальных потерях. Второй неоправданно "ломает" траекторию, удлиняет путь, дополнительно тормозит. Для обычных дорог "зеленая" схема мало реальна в повседневной езде, но вести машину плавно может каждый. Отсюда вывод. Не стоит зря "топтать педали" и ерзать по рядам: плавный стиль вождения порой экономит чуть ли не половину топлива.


ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ:
1
2
3
4
5
6


Используются технологии uCoz