|
Повышение КПД двигателей
ЛЕКАРСТВО ОТ ОБЖОРСТВА
Номер 1.2003 страницы: 122, 123
СЕМИНАР
ВЫБИРАЙТЕ ТЕМУ ПО ВКУСУ ИЛИ ПОСЕТИТЕ ВСЕ ЗАНЯТИЯ ОДНО ЗА ДРУГИМ. РАССКАЗ О ТОПЛИВНОЙ ЭКОНОМИЧНОСТИ СОВЕТУЕМ ВЗЯТЬ НА ЗАМЕТКУ "ЧАЙНИКАМ", ИНФОРМАЦИЯ О РАЗВИТИИ МОТОРОВ ВАЗ ПРИГОДИТСЯ ВСЕМ, А МАТЕРИАЛ О НАСТРОЙКЕ СИСТЕМЫ ВЫПУСКА АДРЕСУЕМ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ПОДГОТОВЛЕННЫМ ЧИТАТЕЛЯМ.
ПОГОВОРИМ О РАСХОДЕ ТОПЛИВА
БОЛЬШОМУ АВТОМОБИЛЮ - БОЛЬШИЕ ТРАТЫ
Как ни хороша "Волга" в глазах ее почитателей, а бензина за 100 тыс. км сожрет
не меньше 12 тыс. литров!
Умножьте на цену - и поймете,
почему один покупатель, выбирая автомобиль, с досады воскликнул:
"Да за эти деньжищи я еще "Мерседес" куплю!".
Как бы то ни было, исправный автомобиль расходует все же столько топлива,
сколько положено, и можно посчитать минимальные энергозатраты на то, чтобы машина ехала.
А вот попытка их урезать вступает уже в конфликт с физическими законами - автомобиль не тянет,
глохнет! У большой машины выше расход топлива. Значит, о затратах на бензин следует думать
уже при выборе автомобиля.
Радикальные способы снижения расхода топлива - "в разы" - науке не известны, разве что,
починив неисправную машину, сэкономите вдвое - но это не в счет! Попробуйте-ка у хорошо
настроенного "Мерседеса" сократить потребление бензина процентов на двадцать!
Это на Нобелевскую потянет.
Между тем в продаже столько средств снижения расхода топлива, что впору поостеречься:
применишь все разом - и бак разорвется от сэкономленного горючего! "Волгарю"
обычно советуют начать с покупки волшебного карбюратора - "Солекса": заменишь, мол,
"несовершенный" К-151 - и забудешь дорогу к АЗС. Что ж, однажды мы сравнивали эти карбюраторы
на редакционной "Волге" (ЗР, 1997, № 3) - расход топлива оказался одинаковым!
На автомобилях с системой впрыска популярен "чип-тюнинг", были бы небольшие деньги.
И все-таки чудес в технике не бывает. Изменив настройки, можно ощутимо улучшить
разгонные показатели машины, но не бесплатно - бензина сгорит больше.
Так на чем же можно экономить?
ПОЧЕМ РАЗГОН?
Многие упиваются ощущением мощного ускорения.
Даже те, кто твердо знает, что псевдоспортивная езда бьет по карману,
а плавный разгон сберегает топливо и деньги. Дворовый "гонщик" взвинтит обороты
до предельных - резко возрастут механические потери в двигателе,
удельный расход топлива увеличится по сравнению с оптимальным раза в два.
Помимо этого, при быстром разгоне система питания (например, ускорительный насос)
обогащает смесь в цилиндрах. Неспешный же, с переключением передач,
разгон позволяет держать обороты ближе к оптимальным (средним или чуть ниже),
и энергия топлива тратится рационально.
Но еще важнее стратегия езды:
и разгонов, и торможений должно быть как можно меньше:
каждый лишний разгон - это потраченная зазря энергия топлива,
которая при торможении подогреет окружающую среду. Зачем "рвать" машину,
если тут же будешь тормозить "в пол"?
Расход топлива зависит и от плавности траектории автомобиля.
Повернутые колеса создают дополнительное сопротивление:
если его не компенсировать "газом", скорость падает.
На этом, кстати, основан один из известных приемов замедления при отказе тормозов:
если ситуация позволяет, руль быстро поворачивают из стороны в сторону, тормозя шинами.
Взгляните на рис. 1. Настоящий спортсмен пройдет эту трассу по зеленой траектории. "Чайник" - как в голову взбредет (красная). Первый едет гораздо рациональнее, при минимальных потерях. Второй неоправданно "ломает" траекторию, удлиняет путь, дополнительно тормозит. Для обычных дорог "зеленая" схема мало реальна в повседневной езде, но вести машину плавно может каждый. Отсюда вывод. Не стоит зря "топтать педали" и ерзать по рядам: плавный стиль вождения порой экономит чуть ли не половину топлива.
|